Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-10

Что есть что в церкви?

»

Архитектурно-историческая шпаргалка

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?
Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах

Храм внутри

Проход к алтарю — это символическая улица града Небесного. Поэтому пол в церквях выкладывают полированными мраморными плитами, узорчатой плиткой или мозаикой, формирующей геометрические узоры.

Сначала прихожане входят в притвор. Название «притвор» (от «притворять», «приделывать», «пристраивать») дали этой части храма по той причине, что в какой-то момент к двухчастным древним храмам в России стали дополнительно пристраивать третью. Также эту часть называют трапезной, так как в дни больших церковных праздников или поминовения усопших в ней устраивали обеды для нищих.

По христианским правилам, притвор должен быть отделен от средней части храма стеной с тремя вратами. При этом средние врата оформляют спускающимися и сужающимися арками как знак того, что «тесны врата и узок путь верующих в жизнь вечную». Но сейчас это правило редко соблюдают.

Когда притворов не существовало, кающиеся стояли на паперти. Сейчас в притворе могут находиться грешники и некрещеные, а также обычно ставят свечной ящик — прилавок для продажи свечей и заказа треб.

Средняя часть храма, «корабль», символизирует все земное пространство, освященное Богом. Она простирается до алтаря — возвышенного жертвенника (от alta aru), так как традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу. Также алтарь символизирует и первый храм — Сионскую горницу.

Среднюю часть от алтаря отделяет иконостас. Вдоль него проходит солея — небольшое возвышение в продолжение алтарного. Солею еще называют внешним престолом (в отличие от внутреннего, скрытого в алтарной части). Это возвышение может иметь несколько ступеней, и это символически показывает, что алтарь не оканчивается иконостасом, а выходит к людям. Это символизирует, что для молящихся в средней части храма совершается то же, что в алтаре.

В центре солеи находится небольшой полукруглый выступ. Это амвон (от греческого «восхожу»), с которого священник произносит проповедь. Амвон таким образом символизирует одновременно гору, с которой проповедовал Христос, и камень, с которого Ангел возвестил женам о Воскресении Христа. На престоле внутри алтаря совершают таинство претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы, а на амвоне причащают верующих.

Как устроен храм внутри

По бокам солеи устраивают огороженные места для певцов и чтецов — клиросы (от названия певчих-священников «клирошане», то есть из числа клира). В церкви устраивают два клироса, так как некоторые церковные песнопения поют попеременно два хора. Певцы и чтецы в церкви символизируют Ангелов, воспевающих хвалу Богу. А в некоторых храмах для певцов устраивают хоры — балкон или лоджию.

Рядом с клиросами ставят хоругви — иконы, написанные на материи и прикрепленные к длинным древкам. По сути это знамена, символизирующие победу христианства над язычниками. Хоругви используют во время крестных ходов.

В средней части кафедральных соборов также находится помост для епископа или архиерейский амвон — возвышенная квадратная площадка, на которой архиерей облачается и совершает некоторые части богослужений. Так символически изображают пребывание Сына Божия во плоти среди людей.

В центре храма постоянно стоит аналой (или налой) — высокий четырехгранный столик (подставка) со скошенной доской сверху. Аналой используют во время исповеди, венчания и других служб. Все остальное время на аналое лежит икона святого или праздника, празднуемого в данный день.

Нередко в храме можно увидеть образ Голгофы — большой деревянный крест с распятым Христом. Нижний конец креста крепится на подставке в виде каменной горки с изображением черепа и костей прародителя Адама. По правую сторону от распятия ставят образ Богоматери, по левую сторону — образ Иоанна Богослова или Марии Магдалины. По своим размерам Голгофа может достигать роста человека.

А у северной стены обычно ставят стол с кануном (каноном) — мраморной или металлической доской со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Рядом с ним служат панихиды по усопшим.

В некоторых церквях можно увидеть раку — архитектурно оформленную часть здания или ларец, посвященную какому-либо событию, лицу, или содержащую Святые мощи.

Для освещения храма, помимо оконных проемов, используют только паникадило (большой светильник со множеством ламп) и поликандила (светильники меньших размеров), а у большинства икон в храме зажигают лампады — наполненные маслом светильники. Первые лампады христиане использовали для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь гонений, совершали богослужения. Символическое значение лампады — вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму неверия.

Московские монастыри и церкви
Страница 10 из 14«67891011121314»
Рейтинг


В этом разделе