Прогулки по Москве: интересные места Москвы
Канал в ТелеграммеМы в Telegram

Планирование и строительство Москвы: московские кольца от Кремля до МКАД

Если посмотреть на карту города до 2012 года, то можно увидеть, что Москва похожа на слегка вытянутое с севера на юг солнышко. Исторически в ней сложилась радиально-кольцевая планировка. Но границы города менялись неоднократно.

История строительства Москвы. Московские кольца от Кремля до МКАД.

Кольца Москвы Самое первое, древнейшее кольцо, — Кремль. Археологи считают, что крепость появилась на этом месте еще в XI веке. А уже при Юрии Долгоруком началось строительство города (вначале слово «город» означало «ограда, забор», затем «огороженное место» и далее — «город, крепость»). Новое строение по своей площади превосходило древнее укрепление в 5-6 раз.
Но вот в конце XIV века Кремль окружило первое кольцо. Вдоль его границы в 1535-1538 годах прошла Китайгородская стена. Небольшие ее фрагменты сохранились и сегодня. А в памяти она осталась благодаря топонимике Китайгородского проезда и района Китай-город.
Но вопреки распространенному мнению, укрепление никакого отношения к Китаю не имело. Наиболее вероятно, что название произошло от слова «кита» — «связка жердей». Именно их использовали при постройке укреплений. По другой версии «kita» произошло от итальянского «cittadelle» — цитадель или укрепление. Связывают это с тем, что строительством руководил итальянец Петрок Малой. Трактуют название и как перенос имени польского Китай-городка — родины Елены Глинской. А некоторые ученые считают, что слово «Китай» пришло из тюркского языка, где оно значит «стена».
Макет Кремля и Китай-города Но Москва продолжала расти, и быстро перешагнула Китайгородскую границу. Уже в конце XVI века появился новый рубеж в форме подковы — Белый город. О происхождении названия этой границы также ходят споры. Одни полагают, что имя дал белый камень возведенной здесь под руководством Федора Коня в 1585-1593 годах стены с 27 башнями. Другие связывают название с лежащими на территории Белого города «белыми землями», свободными от уплаты податей. В любом случае в XVIII веке граница шагнула дальше, и Белый Город утратил свое оборонное значение.
А еще столетие спустя по его территории прошли бульвары, образовавшие современное Бульварное Кольцо. Но память о нем сохранилась в топонимике Белгородского проезда, площадей Никитские Ворота, Мясницкие Ворота, Сретенские Ворота, Яузские Ворота, и Петровские Ворота, расположенных на месте бывших проездных ворот Белого Города.
Фрагмент китайгородской стены Следующее кольцо на нашем пути — современное Садовое — в древности носило имя Земляного или Деревянного города. В некоторых источниках оно также называлось Скородом. Это имя связывали с постройками «на скорую руку», так как эта часть города горела и страдала от неприятеля чаще всего.
Первоначально по границе Земляного города проходило 15-километровое деревянное укрепление с 60 мощными башнями. Но оно было уничтожено пожаром. Поэтому в 30-х годах XVII века москвичи построили на его месте земляной вал, окруженный рвом с водой. Но и этому укреплению, служившему таможенной границей города, было отведено не более 200 лет существования.
В конце концов, вал был уничтожен, а ров засыпан. На месте бывшего Земляного города владельцы домов были обязаны строить палисадники. Но и они просуществовали недолго, и исчезли в сталинское время. А память об исторической границе сохранилась в названиях Валовая улица, улица Крымский Вал, улица Зацепский Вал, улица и площадь Земляной Вал.
Камер-коллежский вал был насыпан в 1742 году Камер-коллегией — государственной структурой, которая ведала всеми доходами империи. На многочисленных заставах этого 37-километрового вала со рвом взимали пошлину с ввозимых в город товаров. Появление вала на этом месте не случайно. Еще в 1731 году здесь проходила деревянная стена, построенная компанией купцов, продававших водку — Компанейский вал. Укрепление служило преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Но Компанейская стена прожила недолго, а ее ветхие постройки были разобраны москвичами на дрова.
Несмотря на то, что во второй половине XIX века Камер-коллежский вал был срыт, а заставы упразднены, он еще долго служил не только таможенным и полицейским рубежом города, но и его муниципальной границей.
Площадь Москвы в границах Камер-коллежского вала была 7089 гектаров — менее 3% площади современного города. Сам вал сохранился только в одном месте — на границе Хамовников и Лужников. Сейчас по нему частично проходит третье транспортное кольцо. А память о Камер-Коллежском вале осталась в названиях площадь Дорогомиловская Застава, площадь Серпуховская Застава, площадь Проломная Застава, площадь Тверская Застава, улица Богородский Вал, Олений Вал, Сокольнический Вал, Бутырский Вал, Сущевский Вал, Грузинский Вал, Пресненский Вал, Трехгорный Вал, Серпуховской Вал, Даниловский Вал, Симоновский Вал, Крутицкий Вал, Рогожский Вал, Золоторожский Вал, Лефортовский Вал, Госпитальный Вал, Семеновский Вал, Измайловский Вал, Преображенский Вал.
Следующее — пятое кольцо — было создано Окружной железной дорогой. Строительство шло с 1903 по 1908 год. Длина этого кольца Москвы, на плане похожего скорее на вытянутую к северо-западу петлю, составляет уже 54 километра. И хотя Окружная железная дорога была границей Москвы практически весь советский период ее истории, она не оставила никаких топонимических следов.
Последнее кольцо — Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) — появилось в 1940-х годах. В июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу за 1 месяц по упрощенному проекту, предполагавшему строительство 30км новых дорог и реконструкцию около 100км старых. Построенное в авральном режиме кольцо использовалось для переброски войск и военной техники. Это способствовало успешному разгрому фашистов под Москвой.
Но даже в пределах этого кольца, длиной 109 километров (начинается от пересечения с шоссе Энтузиастов — «нулевого километра»), Москве тесно, и в некоторых местах столица уже разорвала этот рубеж и вышла за его пределы.

История планирования Москвы — генеральные планы развития Москвы.

Одно из первых упоминаний о создании планов развития территории Москвы относится к XVIII веку. Хотя в 1712 году столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Москва своего значения не утратила. Поэтому при Анне Иоанновне, в 1731 году, был опубликован указ «О сделании плана города Москвы». В нем говорилось, что понеже Москве, яко резиденции нашей аккуратного плана поныне не имеется, и домы строятся непорядочно; того ради указали мы: всей Москве большим и малым улицам сделать аккуратно план. А покаместь оной сделан будет, до тех мест вновь никакого деревянного строения никому не делать, а у кого зачато, тем о достройке онаго требовать указа от правительствующего нашего Сената.
Рисунок Москвы XVI века В создании плана участвовало 8 геодезистов — выпускников Навигацкой школы, основанной по Указу Петра I от 14 января 1701 года. Эта школа сначала располагалась в Замоскворечье, в мастерских Полотняного двора при Кадашевской слободе. А с июня 1701 года она переехала в помещение Сухаревой башни. На изданной карте сохранились имена геодезистов: Сава Кашинцов, Максим Енкуватов, Алексей Карцов, Александр Коптев, Степан Чичагов, Василий Шишков, Яков Красильников, Сергей Щелков. Геодезистам приходилось измерять улицы, дворы. А владельцы домов этому всячески препятствовали. В 1733 году Иван Мордвинов обратился в Правительствующий Сенат со следующим рапортом:
Повелено мне нижайшему сочинить всея Москвы аккуратный план, который и сочиняется, и для оного сочинения надлежит быть во всяком дворе и мерить всякое строение, а ныне многие обыватели чинятся противны геодезистов, во дворы свои мерить строение не пущают и в деле чинят немалую остановку. Того ради Правительствующий сенат покорно прошу, чтоб повелено было в полицмейстерскую канцелярию послать указ обывателям объявить с подпискою, дабы о том были известны и в деле остановки не чинили.
«План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году» готовился в течение 8 лет и ограничивал город Камер-коллежским валом. Вскоре после издания плана — в 1742 году — был издан указ «О строении в Москве домов по плану и о наблюдении, чтобы улицы были шириной восемь сажен (16,8м), а переулки четыре сажени (8,4м)». Полицмейстерская канцелярия должна была следить, чтобы улицы на всем протяжении были равной ширины. В случае нового строительства канцелярия должна была утверждать планировку усадеб и размещение на них различных построек. При этом канцелярия приписывала располагать все строения по красной линии улицы и вписывать их в окружающее пространство. А «обыватели» все так же пытались строить по старинке — дома с крыльями, флигелями и парадным двором полукольцом.
Через 36 лет Екатерина II утвердила «Прожектированный городу Москве план» — первый регулярный проект застройки столицы. Комиссия для устройства Петербурга и Москвы была создана еще в 1762 году. Она должна была разработать план Москвы, которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла. И в 1775 году Екатерина словами «быть по сему» утвердила план города.
По этому плану полагается быть городу согласно с древним основанием: Кремлю, Китаю и Белому; дома строить каменные, а к знанию границ и ко украшению города обсадить деревьями... в земляном городе полагаются предместья, дома строить деревянные... Оные предместья ограничит земляной вал. Центр Москвы по плану 1775 году подвергался сильному переустройству. На месте Кремля предполагалось построить громадный дворец по проекту Баженова. Работами по реализации плана руководил его ученик — Казаков.
По этому плану Москва получила Водоотводный канал, Кремлевскую и Москворецкую набережные, деревянные Никольский и Краснохолмский мосты. А после опустошительного пожара 1812 года — Театральную и Манежную площади, Александровский сад, проезды вдоль стен Китай-города.
Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который изменил город радикально. Неглинная была заключена в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий, таких как Манеж и Большой театр.
Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя это предложение было принято, проект так и остался «лежать на полке».
Московские улицы Одновременно Александр I поручил составление плана послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте. Гесте Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой — Кремлем и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий, о которых Гесте говорил, что все строения, которые означены в сломку, состоял из одноэтажных домов, весьма не важных. Так, например, он предлагал снести стены Китай-города и проложить на его месте Бульвары. Генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин подготовил возражения. Негативную рецензию получил план и от «Комиссии для строений Москвы»:
Прожектированный план хотя заслуживает полное одобрение касательно прожектов теоретических, но произвести оные в исполнение почти невозможно, ибо многие годы и великие суммы не могут обещать того события, чтобы Москву выстроить по оному плану, поелику художник, полагая прожекты, не наблюдал местного положения.

Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-е годы специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала план «Новая Москва». В его основу была положена традиционная для города радиально-кольцевая планировка и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Но при этом Кремль предполагалось использовать как музей, общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.
Проект был признан ненадлежащим, и в 1931 году начался международный конкур на создание нового проекта. На конкурс были представлены даже фантастические проекты. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город, так как, по его словам, нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или с будущим; а в СССР больше, чем где-либо ...В Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, еще нет твердых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определенной цели ... В Москве все нужно переделать, предварительно все разрушив.
Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал особенно не церемониться и расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла в себе лишь функции административно-делового центра. А в 10 километрах от центра Москвы должны были возникнуть города-спутники с малоэтажными домами. Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем просто не смогут вынести растущей нагрузки, и предложил их просто разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы (план так и назвали «Парабола Ладовского») или кометы с историческим ядром, а в будущем слиться с Ленинградом.
Но в итоге был выбран проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года было зафиксировано ограничение численности жителей города в 5 миллионов человек, а территория расширялась в два раза — до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основное направление расширения застройки — на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также была включена идея обводнения Москвы — план по созданию водных судоходных магистралей. Предполагалось сделать Москву похожей на Венецию. План был реализован только частично, но многие районы города претерпели существенную перестройку.
В это время москвичи посылали яростные проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Л.М. Кагановичем. Сам Каганович старую Москву нещадно критиковал, мол, улочки прокладывал не пьяный строитель, а пьяный сапожник. А Демьян Бедный радовался результатам:
Как грандиозны перемены
Везде, во всем — и в нас самих.
Снесем часовенку, бывало,
По всей Москве: ду-ду! ду-ду!
Пророчат бабушки беду.
Теперь мы сносим — горя мало,
Какой собор на череду.
Скольких в Москве — без дальних споров
Не досчитаешься соборов!
Дошло: дерзнул безбожный бич
Христа-Спасителя в кирпич!
Земля шатнулася от гула!
Москва и глазом не моргнула
.
В 50-х годах Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Это свидетельствовало о необходимости нового плана, который и был утвержден в 1971 году. Город делился на восемь зон, а старая радиально-кольцевая планировка улиц была дополнена скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запрещалось дальнейшее строительство заводов и фабрик, намечалось продление существующих линий метро.
Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Одной из основных предпосылок при разработке Генплана 1971 года было признание нецелесообразности дальнейшего территориального роста города и значительного роста населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был служить природным рубежом для разрастания застроенного массива и слияния с населенными пунктами Московской области. Но рост города оказался более интенсивным, чем это было предусмотрено. Уже в первой половине 70-х годов началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 70-х — началу 80-х годов московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке.
План 1971 года, как и его предшественники, был реализован лишь частично, а многие транспортные магистрали так и остались на бумаге.
А первый постсоветский генплан Москвы разрабатывался с начала 1990-х годов и был принят в 1999 году (в 2005 году Генплан был закреплен законодательно). И за последние 15 лет центр Москвы и многие районы приняли новый облик в результате повсеместной реконструкции, а фактически сноса части исторических зданий и других объектов. Сами власти Москвы называли эту версию проекта планировки территории столицы «Генпланом возможностей».
В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «Генплану необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывался более 3 лет, многократно отправлялся властями на доработку. Проект Генерального плана развития Москвы до 2025 года в третьем и окончательном чтении был принят Мосгордумой 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

План расширения Москвы В 2011 году (после почти 10-летних споров) также был принят проект расширения Москвы — Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления роста был неслучайным: на всей этой огромной площади проживало менее 250 000 человек! Сначала планировалось расширить границы Москвы главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Затем в план были добавлены дополнительные территории: участок под Звенигородом для администрации Президента, территории Рублево-Архангельского под международный финансовый центр и инновационный центр «Сколково».
Новые границы установлены с 1 июля, и Москва получила границу с Калужской областью. А в обществе нововведения были раскритикованы: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву — «Шанхаем развивающейся страны».
Причудливая вязь переулков — характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн, Тбилиси. В городах, построенных не так давно, мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). Такая планировка возникала из-за хаотичности застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывались, прокладывались узенькие дорожки — «проулки». А со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Говорят, что...

...как-то Хрущев доложил Сталину о протестах против сноса старинных зданий. Сталин задумался, а потом ответил: «А вы взрывайте ночью».
...Лужков украл 20 сантиметров МКАДа: при расширении дороги ее асфальтовые обочины были сделаны с каждой стороны на 10см уже, чем планировалось. Это позволило сэкономить значительную сумму, якобы присвоенную Лужковым. Такой вывод был сделан на основе выборочного замера. Но после проверки на всем протяжении трассы выяснилось, что есть места сужения и расширения. А среднее арифметическое по контрольным замерам составило +4см.
...в начале 90-х годов МКАД называли «дорогой смерти» из-за большого количества серьезных аварий.
...в связи с расширением Москвы в народе появилась новая шутка: «Эй, жители Южного Бутово! Признавайтесь, кто на новый год загадал желание жить в центре Москвы?»

А Вам есть, что добавить к истории планирования и строительства колец Москвы?

Смотрите также:

Градостроительный ликбез: какой может быть планировка города »
Этапы роста Москвы на Инфографике »
Деревни на территории Москвы »
Что посмотреть в Кремле? »
Что посмотреть в Китай-Городе? »
Что посмотреть в Белом городе? »
Что посмотреть в Земляном городе? »
Петр I на peoples.ru »
Александр I на peoples.ru »
Осип Бове на peoples.ru »
Василий Баженов на peoples.ru »
Матвей Казаков на peoples.ru »
Иван Жолтовский на peoples.ru »
Алексей Щусев на peoples.ru »
Иосиф Сталин на peoples.ru »
Лазарь Каганович на peoples.ru »
Ле Корбюзье на peoples.ru »
Юрий Лужков на peoples.ru »
Сергей Собянин на peoples.ru »
Просмотров: 39312 / ]]>Печать]]>
Календарь экскурсий и мероприятий
Реклама
Обратная связьКарта сайта
© 2012 - 2017 Прогулки по Москве ─ www.liveinmsk.ru. При использовании материалов с сайта ссылка на www.liveinmsk.ru обязательна.
Яндекс.Метрика